Зима 2015, интенсив по иллюстрации в британской высшей школе дизайна
Тут будет большой отчет по интенсиву в британке. Вообще у меня редко есть желание и силы писать что то объемное, с интернетом у нас отношения ридонли. Но тут такой то повод!
Учились мы там 9 дней, без выходных, хотя он планировался, Меламед уже на первом часу общения сказал что нет ребята, интенсив! И в принципе оно понятно, мы так то не всё, как мне кажется, успели. А если бы еще выходной...
Вообщем занятия строились по такому плану:
1. Теория, час-два, дают задание
2. Обед ( в свободном режиме, можно было и не кушать)
3. Выполняем задание
4. Просмотр работ, оценка. Если делали эскиз- совет как сделать основную работу лучше, что учесть. Если делали одно задание то тут обычно давали второе
5. Опять выполняем задание.
6. Еще просмотр
Собственно стадия работа-просмотр и оценка могла в день повторится до 3-4 раз. Это действительно интенсив )
Если не в первый, то во второй- третий день перестаешь заморачиваться насчет деталей и начинаешь делать то что просят.
А просят делать с умом, четко и понятно. То есть если вы думаете что интенсив по иллюстрации это про детальки и рисование - нет. Точно нет)
Это про идею и про думание. ( "думание" "смотрение" "гляденье" - слова с курса xD очень забавно когда препод говорит гляденье)
Каждый день начинался с такого вида. Но дальше все было по-разному. Ежедневно нас удивляли.
Сперва я расскажу по дням, что было и как, а затем сделаю вывод.
1. Думаю тут будет самый большой кусок текста, так как это же первый день, яркие контрастные впечатления.
В день 1, мы обсудили организационные вопросы и началась физкультура. Мы реально бегали и прыгали, один человек вставал в какую то позу а другие пытались "заполнить" своей позой пустые места в его силуэте.
Это такая, незнаю, интерактивная композиция) Потом расселись, достали бумаги-уголь-тушь ( про материалы тут вообще демократично, рисуй чем хочешь.
Преподаватели лишь корректируют это условием задания или советом какой материал в данном случае выразительнее, но делают это не часто ) и рисовали натуру, эскизами.
Система как и везде- все по очереди позируют и меняются. Тут позировали по трое и задача была именно понять общую структуру, выразить какие то интересные моменты.
Потом мы рисовали всю группу, или её часть, тут уж кто во что горазд.
После-лекционная часть, берем стульчики, рассаживаемся. Пара слов о иллюстрации в целом, важная фраза "Иллюстратор- интонатор текста", история о том что научное определение впечатления -"плоховербализируемое состояние".
Надо сказать что историй, фактов и интересностей было очень много, слушать никогда не бывало скучно.
Затем нам рассказали о том какие бывают виды персонажей, как они строятся, как показать отличие одного от другого. Объяснили о сходстве тех или иных чарактеров с животными.
Мы порисовали с ютуба, в буквальном смысле этого слова - Меламед делал паузу на выразительной позе фигуристов или капоэйристов и мы их зарисовывали.
Еще перерисовывали старые обложки комиксов, страшненькие такие, американские, отсюда http://www.coverbrowser.com/
Потом с новыми знаниями новая работа- доработать один из эскизов с натуры, но как персонажей, тоесть угадать в их позе-образе что-то связанное с животным.
Мне это было очень трудно, фантазия как то отключилась и я видела только троих людей на своем наброске. В итоге раза с пятого у меня что то вышло и я отнесла это на просмотр.
Смотрели работы всегда на полу, преподаватель поднимал какую то и рассказывал что тут хорошо а что плохо. Если вы справились- обычно вашу работу поднимали одной из первых, если нет- могли не поднять вообще.
(На мое творчество про трех обезличенных голых животных-людей Меламед так и сказал- голые обезличенные люди, пояснив что наверно они такие потому что я пытаюсь оставаться в зоне комфорта.
Мне понравилась эта мысль, ведь я действительно часто делаю такие болванки. Надо будет еще её додумать.)
(на экране мой любимый дэниел дейнджер.)
Потом была лекция о поэзии в целом, о поэзии в иллюстрации, о частностях- таких как хайку, сёнрю, кигу, нам задали попридумывать "жизненные" хайку,
и задали домашнее задание для гравюры- придумать историю про животное , имя которого каждый получил на бумажке (название было двойное латинское,
чтобы не отвлекались во время работы на мысли о гекконах и страусах)
На этом мы разошлись. А, да, там где то был обед.
2. Второй день для меня начался со слов о пятнах Роршаха. Мы слушали о таком способе расшевелить мозги как рисование из случайного пятна- тоесть раслабляете руку,
рисуете какую то калякулю а потов в ней ищете интересные на что то похожие моменты. Я слышала об этом способе и раньше, видела как ребята на тумблере этим занимаются.
Есть даже взрослые серьезные дяди которые чем то похожим, используя правда не каляки а детские рисунки:
http://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/detskie-risunki-glazami-hudozhnika-340455/ , но нам до такого было далеко)
Каждому что то сказали и мы сели послушать лекцию о коллаже.
В принципе, по лекциям вообще всегда все было замечательно: история возникновения, первопроходцы, главные деятели направления, много имен известных и не очень, подробный разбор почему знамениты и чем.
Нам объявили что "сейчас мы будем делать коллаж". Задачка казалось простой- совместить 2 разные фотки из журнала чтобы появилось что то новое, третье.
Мы достали журналы, ножницы, клей и пошло-поехало:
(пожалуй это был самый захламленный стол за все дни, не считая дня живописи)
Получилось вот:
Фотки лучше к сожалению нет. Нам обьяснили какие то ошибки, или обратили внимание на скучные ходы типа совмещения двух разных лиц,
и отправили дальше- из нашей каляки которую мы обсуждали ранее сделать коллаж, вырезать все что хотим и совместить- эффектно и понятно но!- в одной цветовой гамме.
Надо отметить что такие но! были почти в каждом задании) Такие интересные маленькие ограничения.
Все в суматохе побежали что то делать. Наверно ни разу за весь интенсив никто бы не сказал что закончил работу)
Постоянно нужно было сдавать раньше чем хотелось бы, но не сказать что это минус.
У меня родился такой вот позитивный носорог:
У группы куча крутых работ:
А! В первый день, после набросков, я сильно разочаровалась в группе. Работ интересных не было вообще и я подумала что это будет скучно- смотреть на эти вялые попытки.
Но не тут то было! Уже во второй день, на коллаже, я начала подозревать что я рано сделала подобный вывод)
Затем Меламед откланялся и мы остались на попечении Анны Журко. Она вкратце рассказала нам о истории искусств, о том как в какие времена люди
изображали объем и дала задание - коллаж про спорт, не меньше 10ти персонажей.
Я сделала такие вот шахматы, правда совсем-совсем не успела:
Чужая картинка которая мне понравилась, хоть и сделана не по правилам ( нельзя было рисовать и тут маловато сюжета и общего вида) :
После просмотра нам рассказали что нести на третий день. Вообщем то нам всегда заранее говорили что нести, тем самым дополняя список тех рабочих материалов
список которых мы получили до начала курса по почте. Надо отметить что список этот ну совсем приблизительный, рассчитывайте потратить в процессе обучения некоторую сумму на маркеры-мастихины-бумагу-картон)
3. Третий день! Ооо он был очень классным. Самым бешенным в плане темпа, и одним из самых интересных в плане техники.
Это был день линогравюры.
Я никогда не занималась линогравюрой, и для меня это было что то прям очень новое.
Вначале мы посмотрели наши эскизы ( это было домашнее задание) к гербам животных, имена которых получили в первый день:
и кинулись их дорисовывать под руководством Юлии Медведицковой, внимательно соблюдая все тонкости технологии. Успешно вырезав эти маленькие квадратики линолеума:
группа побежала в кабинет печати, где Юлия показала как нужно красить трафарет чтобы не заляпать
бумагу просто квадратным пятном краски, и как пользоваться офсетным станком. Я даже сняла видео процесса http://www.youtube.com/watch?v=mOVcJ8TyW80&feature=youtu.be
У меня получилось вот:
Текст вышел совсем плохенько но в принципе я была довольна результатом)
Просмотра не было, сразу сказали делать большие картинки, 20х25, вырезая из них уже не герб а картинку описывающую какой нибудь интересный факт из жизни этого зверя.
Чтобы вы понимали - все приходилось делать очень быстро, времени на выковыривание частей уходит очень много, а время у нас всегда было ограничено.
Мое, там и скетч видно и гравюру и кусок злосчастного линолеума:
Группа:
В этот день я окончательно поняла что группа абсолютно точно не слабая, и отругала себя за высокомерие. Действительно куча крутых работ.
Совсем вечером к нам пришла удивительно позитивная и улыбчивая Марина Аромштам. Она поведала нам о детской иллюстрации, о тайнах книжных дел,
показала много книжек и примеров художников.
На дом нам задали выбрать знаменитость которую мы будем лепить.
Ушли мы, кажется, в пол десятого.
4. Этот день мне понравился меньше всего, но вина в этом исключительно моя.
Рассказ в этот раз вел Павел Гришин, и он и его лекция были очень крутыми. Понравилась мысль о том что "не всегда стоит смотреть чужие работы,
потому что часто это сбивает с толку и вышибает собственные, не успевшие сформироваться идеи, чужими"
Задание было - на бумаге или холсте нашлепать кучу выразительных пятен, при этом не думая. Должно было выйти 4 заляпанных листа.
Наверно тут я и запоролась - не смогла отключить мозги) Потом поступила вторая стадия задания- взять 1 чужую и 3 своих холста и дорисовать в них сюжет, людей там или еще чего,
при этом не нарушая ритм и исходную технику пятен краски. А, и сюжет должен был отвечать одной из заданных Меламедом тем. Собственно именно
поэтому у меня и не вышло ничего внятного- на первой стадии мои пятна получились совсем скучными, а на второй я боялась сделать лишнее движение чтобы не испортить исходный ритм.
Тут королева блох под темой "Выводок" продвигается куда то со своими маленькими потомками:
А вот чужие работы были на высоте:
На мой взгляд тот человек паук ну очень прикольно вышел.
С другой стороны многие замазывали пол листа белилами, или полностью пририсовывали какие то элементы, хотя в изначальном пятне их не было.
Я решила что так делать нельзя, и поэтому моя картинка вышла скучной.
Потом нам рассказали о таких личностях как "абстрактные экспрессионисты", которые когда то гремели в США. Я никогда, с самого детства не понимала в чем смысл этих полотен,
но прозвучала важная фраза "на эти произведения нужно смотреть в их оригинальном размере, только тогда они производят нужное впечатление".
Потом на объявили что домашнее задание на конец интенсива - нарисовать уши всех одногрупников ( "- Это должно быть законченное произведение! - из ушей?.." и мы разошлись.
5. Скульптура
О, скульптура. У нас с тобой непростые отношения. Мы вместе страдали 2 семестра в универе, и у меня к этому занятию выработалась неприязнь.
Правда в универе это было - принесли глину, скинули всей группой в ванную, отковыряли себе кусок, и под веселые (местами пошлые) байки преподавателя лепим нос Давида, или что то еще Давида.
Но тут сразу как то повеселее пошло. Преподаватель ( к сожалению, не помню его имени и нигде не записала ) рассказал нам о монументальности, тектонике,
о том какая бывает современная скульптура, показал примеры и объяснил что задание будет следующее: слепить из маленького кубика пластилина (примерно 2х2х2 см) эскиз выбранной нами знаменитости,
но сделать это плоскостно и учесть принципы монументальности и тектоники.
Я выбрала Бенедикта Кембербэтча, у него выразительное и необычное лицо:
Получилось как то так:
Порез- это нормально, у половину группы такие после линогравюры были.
Потом нужно было перенсти весь опыт на большую скульптуру, уже из 1кг чистого пластилина:
Потом просмотр:
Хорошо получилось не у многих, все таки с первого раза трудно понять как именно нужно применять эти принципы.
Затем Меламед рассказал нам о портрете, показал множество работ, тем самым как то наметив многообразие используемых художниками разных приемов.
Потом преподаватель скульптуры ушел, а мы отправились в эппл рум смотреть как Меламед будет делать из фотки скульптуры иллюстрацию:
Затем мы послушали о работе в скетч ап http://www.sketchup.com/ и начали делать следующее задание "нарисовать в скетч ап фантастического зверя" , что оказалось очень непростой задачей.
Та-да!
Да это стрекоза-змея. На этом мы закончили.
6. Леттеринг и каллиграфия.
Почему то этот день мне тоже не очень понравился. Наверное мне показалось что мы уделили вопросу слишком мало времени, и прошлись как то поверхностно.
Так как раньше я занималась каллиграфией у Ковердяева и Санникова ( https://ru-ru.facebook.com/calligraphers ) теоритеческая часть для меня оказалось повтором.
Сначала мы вместе с преподавательницей рисовали перьями и кистями шрифты разных народов мира, но не как буквы а как какой то ритм. Около 20 шт.
Потом она называла нам вариант контраста, типа "большой-маленький" и мы составляли эти шрифты в одном листе, показывая контраст. Потом просмотр.
Как то так:
Потом задание посерьезнее- уже следуя тексту выданных нам стихов изобразить выразительную текстовую композицию:
Надо отметить что такое обращение со шрифтом тоже воспринимается как кощунство) Ни тебе аккуратности, ни тебе засечек. Но тем не менее выглядит очень клево и дает понимание о композиции в тексте.
Затем разбор полетов и переход к леттерингу. Тут нам рассказали про лигатуры, монограммы и прочие интересные приемы,
потом историческая справка- кто занимался, что делали, примеры современности. Фраза "Работа с буквами- лучшая для понимания формы" мне очень приглянулась.
Потом задание по тем же стихам сделать леттеринг . Мое:
( Мне справедливо отметили что контраст между белым и черным и грубость вырезки мешают читать текст)
Группа:
( пыль и камень ну круто же)
Воот. На этом с практикой мы закончили и к нам пришел Игорь Гуревич, невероятно интересно и весело рассказавший нам не столько о профессии плакатиста, сколько о своей жизни и прошедшей эпохе.
Он забавно высмеивал "красные плакаты с маленькой футурой", вспоминал как в студенчестве рисовал "Ленина по квадратам" и поведал несколько смешных историй из своей жизни.
Обсудили способы вгонять себя в рабочее состояние, что и как кто для этого делает. Закончили мы на вопросах о будущем России и конкретно дизайна и иллюстрации в нашей стране) Очень харизматичный человек.
7. В начале дня мы быстро сделали маленькое задание- вырезали из журнала 2 любых рандомных силуэта и передали их соседу справа. Нужно было сделать картинку на основе это формы и учесть её в контрформе тоже.
Мне как можно увидеть досталась такая изогнутая штука ( на самом деле это был стол с вазой на нем) :
Ноги Меламеда Работы группы:
Обсудили, поехали дальше.
Тут мы опять говорили о поэзии, а рисовали хайку. Да, вначале мы их всей группой друг другу рассказывали, выбирая удачные и не очень.
Надо сказать что этот незнаю, формат поэзии? Вообщем мне он кажется довольно сложным но очень интересным. Сложным потому что не совсем было понятно как с ним работать) Моя удачная звучала так:
Шустрая норка на вешалке в магазине.
А выбрала я такую:
Гололёд. Байкер с большой бородой бережет букет.
Дальше мы иллюстрировали эти строки как нам того хотелось, и каким угодно материалом. Анна Журко нас не покидала и внимательно контролировала процесс,
всегда вовремя подсказывая на что обратить внимание. Вообще здорово что преподаватель никогда не бывает один, группой занимаются двое, очень важно понимать насколько разными могут быть мнения по твоей работе.
То что получилось у меня:
Работы группы:
Потом была большая и очень подробная лекция про метафору, её подвиды, куча интересной информации и домашнее задание. Повторюсь- лекции действительно были очень хорошими,
ну никогда не бывало скучно, тут мы и кота шредингера вспомнили, и черного лебедя, и целый поток имен и работ, нам даже выдали список самых базовых тем для метафор,
проходя по которым мы нет-нет да придумаем какой нибудь метафоричный выход для своих картинок.
8. Восьмой день мы начали с обсуждения идей которые мы должны были подготовить для наших сегодняшних иллюстраций. Конкретно- нам нужно было найти интересный
научный факт и придумать как его изобразить метафорично. Я нагуглила про больших акул- они, оказывается, не могут комфортно чувствовать себя в пресной воде, потому что когда их вид формировался,
эволюция не предусмотрела беднягам плавательный пузырь как у костных рыб.
Собственно после обсуждения мы приступили к делу. Сначала рассмотрели эскизы:
У меня приняли второй и мы быстро быстро всей группой стали делать эти картинки. Где то в середине работы Мелемед, хитро улыбаясь, раздал нам бумажки с надписями. Кому то попалась "филология" и "робототехника" и я уже заранее радовалась своему "космос"-у.
У меня получилось вот так, а работ группы, к сожалению, нет:
Просмотр, а перед тем как уйти Виктор рассказал нам что помимо ушей нам на последний день нужно придумать историю и сюжет книжки для детей а так же её обложку, по той бумажке что нам досталась.
Некоторые одногруппники несколько приуныли)
Затем к нам пожаловал жизнерадостный Иван Величко, который рассказал нам много интересного о жизни и иллюстратора и арт-директора, затем поведал про инфографику,
сопровождая это все остроумными иллюстрациями Родиона Китаева и собственными историями. Потом мы всей группой помучали его вопросами о деньгах, о портфолио, о будущем и потом разошлись,
морально готовясь к девятому дню интенсива.
9. Финальное задание. С указания Меламеда мы начали с работы в группе- расселись по углам в кружочки и объясняли друг другу посыл и сюжет нашей детской книжки, о ком она, какие в ней использованы персонажи,
откуда и куда и так далее. Цель этого занятия была в том чтобы помочь тем кто хуже справился со своей темой, и выслушать чужую точку зрения для своей.
После этого мы все рассказывали тему соседа Виктору, шло какое то обсуждение, корректировка сюжета. Надо особо отметить- мы не придумывали обложку, мы работали именно над всей книгой в целом.
Были такие темы как: большой взрыв, метаматериалы, топология, антибиотики, регенерация и так далее. А вы знаете как рассказать ребенку о сопротивлении материалов? А об акустике?)
Начали с эскизов, мои вот:
А вот другой девочки, она в итоге не стала его показывать но выглядит жутко как то прям. Что то в этом есть:
Потом пошли дорабатывать. 2 часа на обложку- это мало, честно вам скажу. Я очень хотела чтобы мои персонажи "светились" и потому первым делом нарисовала их и вырезала из цветной бумаги:
Моя история про мальчика и девочку фотнов, которые вылетели из дома ( нашего Солнца ) и направляются в гости на другую звезду, по пути пролетая свой двор
( нашу Солнечную Систему ) и отражаясь от планет ,встречают на своем пути интересные явления и рассказывают ребенку о устройстве системы и космоса в целом.
Вот обложка, надо отметить что она двухсторонняя, то есть если сложить этот лист пополам слева это задник а справа- лицевая сторона:
Работы группы, было очень много крутых, жаль нету фотки со всеми вместе:
Вот. Обсуждали мы эти финальные картинки довольно долго, думали, смотрели советовали. Попрощались с Анной Журко. Затем Виктор рассказал нам финальную лекцию,
она получилась как о наследственности в творчестве, так и о эстетике. Главным образом разбирался вопрос- откуда у тех или иных вещей растут корни, из чего.
Понравились фразы что "Современная иллюстрация - это не пир индивидуальности" что значит - повторение чьих то приемов не есть плохо.
Я всю жизнь считала как раз наобарот так что тут меня зацепило прям. И о том что "Современная иллюстрация- это не скиллы". Это и правда так, взять не только иллюстрацию,
это применимо ко многим сферам как творческим так и жизни вообще. Потом мы разложили наше ушное д/з ,немного грустно поулыбались)
Поздравили друг друга с окончанием, получили по грамоте и тихонечко разошлись.
На этом дневник заканчивается, и хочу написать выводы в целом.
Про группу.
Она была очень разной. Тоесть и в возрастном плане и в плане характеров вообще и в плане уровня. Пара человек мне показались не совсем адекватными,
но это сугубо мое личное дело, никаких накладок в процессе не было, возможно преподаватели знали это и как то сглаживали углы, вообщем никто никому не мешал, что прекрасно.
Только разве что в физическом плане) Потому что просмотр сзади выглядел вот так :
А столы, напомню, вот так:
Ну то есть банально иногда не хватало места. Отсюда напрашивается вопрос- зачем набрали столько людей? У нас был 31 человек, мне кажется это очень много именно физически.
Нет, я не говорю что преподаватели не справлялись, в основном все уделяли внимание всем, основные уж точно. И всегда можно подойти и спросить если что то интересует.
Я имею ввиду что места было маловато. Хотя конечно все люди и со всеми можно договориться.
Про материал.
Рассказывали очень много, как я уже сказала не было ни одной скучной лекции. Единственное- день с каллиграфией и леттерингом получился куцый, все таки могли побольше поведать.
Про материалы и техники.
Рисовать можно всем, любые техники- в этом нет проблем. Докупать придется много но хранить можно в классе, не обязательно возить с собой.
Техник мы действительно море разобрали, это очень здорово, жаль было мало цифры, но этот курс и не рассчитан на цифру так что ладно.
На работе спросили "какому художнику ты бы не стала рекомендовать туда пойти?" и я вот честно, незнаю. Мне кажется в той или иной мере курс будет полезен всем.
Про состоявшихся и серьезных художников говорить не берусь, потому что незнаю каково им)
На этом все, Виктор, Анна и все те кто приходил к нам в гости- спасибо еще раз.)
@темы: рисунки, Вдохновение, Жизненное, Работа, Я
можно сделать перепост? у меня есть народ, которому будет интересно почитать)
а по поводу руки из жопы- я думаю все так боятся, но там реально "помогают" разогнаться)
Поскольку такового не имею( всякие кружки и прочее не беру в расчёт)смущает, что могу не справиться с заданиями. Насколько это всё необходимо и может помешать выполнению заданий?
Так что не так уж это все и необходимо.